Настройки высокой выдержки на никон 5100. Что такое выдержка и для чего она нужна: знакомимся с понятием выдержки

05.04.2011 135914 Тесты и обзоры 38

Преемница популярной модели Nikon D5000, фотокамера D5100 оснащена улучшенным ЖК-монитором с переменным углом наклона. Теперь экран открывается горизонтально, что создает больше пространства для маневров даже при использовании штатива. Такая свобода действий открывает несравненные возможности для творчества в режиме Live View и позволяет снимать практически под любым углом. Кроме того, можно просматривать снимки и видеоролики с большей детализацией на мониторе диагональю 7,5 см (3 дюйма) с широким углом обзора и высоким разрешением (приблизительно 921 тыс. точек).

Менеджер по продукту европейского подразделения компании Nikon Хорди Бринкман (Jordi Brinkman) отмечает: «D5100 - прекрасная фотокамера, с помощью которой можно проявить свои творческие способности в выразительных изображениях и видеороликах. Вы сможете снимать с креативными эффектами и с уникальных ракурсов, и качество изображения будет таким же превосходным, как и при съемке фотокамерой D7000! »

В фотокамере Nikon D5100 представлен новый режим специальных эффектов, в котором можно создавать удивительные и уникальные снимки, а также видеоролики в формате Full HD (1080p). В наборе семь эффектов, среди которых акцентирование цветом — возможность оставить на монохромном фоне фотоснимка или видеоролика до трех выбранных цветов, и эффект миниатюры, при использовании которого запечатленные на изображении объекты похожи на миниатюрные модели. Можно выбирать специальный эффект для съемки напрямую с помощью диска выбора режимов, расположенного в верхней части фотокамеры.

Фотокамера Nikon D5100 позволяет без усилий переключаться между съемкой фотографий и видеороликов, поскольку кнопка D-видео расположена рядом со спусковой кнопкой затвора. Такое расположение позволяет надежно контролировать фотокамеру при запуске и остановке видеозаписи или при переключении между съемкой фотографий и видеороликов. Можно записывать все действия в формате Full HD (1080p) с частотой до 30 кадров в секунду и использовать уникальный набор специальных эффектов, а также непрерывно следящую АФ для постоянной фокусировки на объекте съемки. По окончании можно применить встроенные функции редактирования видеороликов и просмотреть все на телевизоре HD, подключив к нему фотокамеру с помощью мини-разъема HDMI.

Фотокамера Nikon D5100, унаследовавшая функции модели D7000, позволяет легко добиться превосходного качества изображения даже при очень слабом освещении. КМОП-матрица формата DX с разрешением 16,2 мегапикселя создает насыщенные цвета и передает мелкие детали как на снимках, так и на видеороликах, а мощная система обработки изображений EXPEED 2 максимально эффективно использует возможности матрицы для достижения исключительного качества. Кроме того, фотокамера D5100 отличается расширенным диапазоном чувствительности, что позволяет получать великолепные изображения в сложных условиях освещения. Диапазон составляет от 100 до 6400 единиц ISO и может быть расширен до режима Hi 2 (эквивалент ISO 25600) для съемки изображений с низким уровнем шума без потери деталей. Широкий ассортимент объективов NIKKOR поможет добиться впечатляющего качества изображений с помощью фотокамеры D5100.

Новая функция расширения динамического диапазона (HDR) компании Nikon и функция «Активный D-Lighting» позволяют сохранить детализацию при очень контрастном освещении. В режиме HDR при нажатии спусковой кнопки затвора снимаются два изображения с разной экспозицией, которые затем объединяются в одно с более широким динамическим диапазоном.

Цифровая зеркальная фотокамера D5100 позволяет проявить творческие способности и помогает создавать неповторимые фотографии и видеоролики.

Функция Live View — простой и понятный способ съемки, а благодаря специальному переключателю пользоваться фотокамерой D5100 стало еще удобнее. В автоматическом режиме не нужно беспокоиться о снимаемом сюжете, поскольку функция автоматического выбора сюжета выбирает наиболее подходящие настройки для получения самого лучшего изображения.

Расширенный динамический диапазон позволяет снимать высококонтрастные сюжеты в мельчайших деталях.

Это отличный способ запечатлеть свое видение мира, ведь в этой фотокамере изначально есть все, что нужно для свободы самовыражения:

  • КМОП-матрица формата DX с разрешением 16,2 мегапикселя: создание реалистичных изображений с яркими цветами, пониженным уровнем шума и мягкими градациями цвета.
  • Высокая чувствительность ISO (100-6400) - с помощью настройки Hi2 ее можно вручную увеличить до 25 600 единиц. Позволяет использовать более короткие выдержки для получения изображений с высоким уровнем детализации и минимальным уровнем шума при съемке быстро движущихся объектов или в условиях недостаточного освещения. Доступно автоматическое управление чувствительностью ISO.
  • Система обработки изображений EXPEED 2: оптимальное применение технологий фотокамеры, позволяющее добиться превосходных результатов и максимального качества изображения.
  • ЖК-монитор с переменным углом наклона, диагональю 7,5 см (3 дюйма), разрешением 921 тыс. точек и широким углом обзора: Создание уникальных снимков под любым углом. Оснащена боковым открывающимся механизмом, который позволяет легко снимать автопортреты или использовать штатив.
  • D-movie - видеоролики в формате Full HD (1080p): специальная кнопка видеосъемки непосредственно рядом со спусковой кнопкой затвора позволяет сохранить устойчивое положение фотокамеры при переключении между фото- и видеорежимом. Режим непрерывно следящей АФ обеспечивает постоянную фокусировку, а монитор фотокамеры с переменным углом наклона и режим специальных эффектов позволяют создавать уникальные снимки. Фотокамера позволяет использовать внешний микрофон и поддерживает съемку с частотой кадров 30p, 25p и 24p.
  • Режим Live View с автоматическим выбором сюжета: простота компоновки изображений благодаря ЖК-монитору с переменным углом наклона. Автоматический выбор сюжета обеспечивает использование оптимального режима для съемки выбранных сюжетов и объектов. Отличается простотой выбора режимов АФ, в том числе АФ с приоритетом лица, которая обнаруживает и отслеживает лица в кадре.
    11-точечная система автофокусировки с невероятной резкостью: быстрая и точная автофокусировка по всему кадру. Четыре режима зоны АФ, включая АФ с 3D слежением, позволяют получать резкие снимки независимо от действий объекта: будь то отклонение от центра, быстрое перемещение или полностью непредсказуемое поведение.

  • Непрерывная съемка с частотой 4 кадра в секунду: съемка быстро движущихся объектов со скоростью четыре кадра в секунду.
  • Режим специальных эффектов: съемка неповторимых фотографий и видеороликов с использованием спецэффектов. На выбор предлагается ряд эффектов, в том числе цветной эскиз, эффект миниатюры, ночной режим и акцентирование цветом, который позволяет выбрать до трех цветов, а остальную часть изображения сделать монохромной.
  • Сюжетные режимы обеспечивают автоматическую корректировку настроек фотокамеры, в том числе режимов Picture Control и параметра «Активный D-Lighting», для уверенной съемки в сложных условиях с оптимальным результатом. Просто поверните диск выбора режимов в положение SCENE (Сюжет), чтобы воспользоваться одним из наиболее часто используемых режимов. На экране отображаются примеры снимков, с помощью которых можно выбрать подходящий режим.
  • Съемка с расширенным динамическим диапазоном (HDR): съемка высококонтрастных сюжетов в мельчайших деталях. Позволяет делать два снимка при одном спуске затвора для создания изображения с необычайно широким динамическим диапазоном, низким уровнем шума и насыщенной градацией цветов.
  • Встроенное расширенное меню обработки: редактирование и обработка снимков и видеороликов прямо в фотокамере. Предлагает ряд эффектов и фильтров, в том числе управление перспективой, смягчающий фильтр и цветовой контур, благодаря которому снимок превращается в штрихованный рисунок.
  • Двойная встроенная система удаления пыли Nikon: системы очистки матрицы и контроля потока воздуха не допускают попадания пыли на матрицу фотокамеры и появления пятен на изображениях.
  • Совместимость с HDTV: фотокамера оснащена разъемом HDMI с поддержкой HDMI-CEC, что позволяет просматривать снимки и видеоролики на телевизоре стандарта HDTV и управлять функциями просмотра с помощью телевизионного пульта дистанционного управления.
  • Передний и задний инфракрасные приемники: предотвращение смазывания изображений при макросъемке и съемке автопортретов.

  • Стереозвук: дополнительный стереомикрофон Nikon ME-1, разработанный специально для цифровых зеркальных фотокамер, позволяет записывать видеоролики с высококачественным стереозвуком и без шума АФ. Поставляется с ветрозащитой и мягким чехлом.

Корпус и эргономика

Камера, если ее сравнить с D5000 стала меньше:


Слева D5100, справа - D5000.

Меньше камера и своего основного конкурента Canon 600D, но с размерами беззеркалки Panasonic G2 сравняться сложно.

Для удобства работы с пультом дистанционного управления у камеры два приемника инфракрасного излучения - один встроен в ручку спереди камеры, другой находится возле кнопки «MENU» на задней панели слева сверху.

Поворотный дисплей камеры удобнее, чем у D5000, особенно при работе со штатива. Дисплей откидывается влево (может вращаться в двух плоскостях).

Такое размещение дисплея привело к тому, что никону пришлось убрать все кнопки с левой стороны задней панели камеры и передвинуть их куда придется, что не есть хорошо.

Другие изменения в эргономике. Появился рычаг включения режима LiveView, который находится возле диска режимов съемки сверху камеры:

Кнопка "Fn" (Function), которая обычно находится слева от объектива, теперь располагается чуть ниже кнопки, поднимающей вспышку.

Режимы съемки и спецэффекты

Камера позволяет снимать в следующих режимах:

Авто (параметры съемки выбирает автоматика) .. Авто при выключенной вспышке.. P - программируемое авто.. S - приоритет выдержки.. А - приоритет диафрагмы.. М - ручной режим

Не очень опытные пользователи найдут полезными 16 упрощенных сюжетных режимов, где все параметры съемки, так же как и в режиме "Авто", устанавливает автомат:

портрет.. ландшафт.. дети.. спорт.. макро.. ночной портрет.. party / cъемка вечеринки в помещении.. пляж / снег.. закат.. сумерки.. съемка.. животных.. съемка при свечах.. цветы.. осенние цвета.. еда

При настройке камеры используются обычные для Nikon влияющие на цветопередачу режимы управления картинками (стили картинок): стандартный, портрет, ландшафт, vivid, нейтральный, монохромный.

В камере появился встроенный режим съемки HDR изображений, этот режим можно комбинировать с функцией "активный D-lighting". В HDR-режиме камера делает два кадра с экспозициями, отличающимися на 1, 2 или 3 ступени (эксповилку можно установить в меню камеры, режим auto также доступен) и комбинирует их в одном итоговом снимке. Хотя HDR картинка часто имеет несколько искуственный «техногенный» вид, многим фотолюбителям этот режим, безусловно, понравится, поскольку итоговый снимок будет менее шумным, с более плавными тональными переходами. Режим рекомендуется для съемки статических высоконтрастных сцен, например, ландшафтов и ночных ландшафтов.

При съемке в режиме LiveView или при съемке видео можно использовать один из семи спецэффектов.

Наиболее интересен из них эффект "ночного видения". Камера включает недоступное в других режимах ISO 102400 и записывает черно-белую картинку или видео.

Эффект "Color sketch" приводит к тому, что изображение (или видео) приобретает рисованный "мультяшный" вид.

Эффект "Selective Color" дает черно-белую картинку, на которой цветными остаются только объекты выбранных фотографов цветов (до трех цветов).

Эффекты "High Key" и "Low Key" предназначены для получения очень светлой или мрачной (темной) картинок.

Эффект "Silhouette" при съемке на светлом фоне даст изображение силуэтта объекта, а эффект "Miniature" превратит автомобили на городской улице в быстренько бегающие модельки автомобилей.

Некоторые из эффектов можно применять и к уже отснятым изображениям и роликам.

При постобработке в камере можно также выравнять горизонт картинки, скорректировать тон изображения фильтром, применить "Fish-eye" фильтр или скорректировать перспективные искажения.

Автофокус и экспозамер

Экспозамер камеры - 420 точечный RGB-сенсор, точно такой же, как и у D5000, D90.

При матричном замере подключается система распознавания снимаемого сюжета, которая корректирует экспозицию в соответсвии со снимаемой сценой. При центрально-взвешенном замере 75% веса имеет центральный круг диаметром 8мм на матрице камеры (значение по умолчанию) и 25% веса - остальная область. Точечный замер проводится по области вблизи выбранной точки фокусировки по кругу диаметром 3.5мм, что составляет 2.5% площади всего кадра.

Диапазон работы экспозамера 0-20 EV для матричного и центрально-взвешенного замера, 2-20 EV для точечного замера.

Сенсор фокусировки новой камеры, Multicam 1000, точно такой как у D90 и D5000. Диапазон освещенности для работы сенсора фокусировки -1-19 EV.

Камера имеет 11 точек фокусировки, центральная точка - крестовая. Но не все определяется сенсором, програмное обеспечение камеры и установленный на ней процессор также играют роль.

Индикация точек в видоискателе слегка поменялась по сравнению с D5000 и стала похожа на индикацию в камере D3100. Скобки, которые показывают примерное расположение точек фокусировки, стали менее различимыми, а в центре каждой точки фокусировки появился небольшой красный светодиод.

Основная претензия многих начинающих любителей к никоновскому автофокусу - это сложность установок динамического автофокуса. На нашем форуме частенько разгораются дискуссии, когда одни форумчане утверждают, что автофокус цепко ведет движущиеся объекты, а другие при этом говорят, что вообще ни одного кадра в фокусе нет.

На самом деле установки очень просты (аналогичны установкам автофокуса D3100), стоит только внимательно прочитать руководство к камере.

Настройки автофокуса разные в случае, если используется сенсор фазовой фокусировки камеры (работа с видоискателем) и в Live View (работа с монитором камеры).

При работе в Live View необходимо выбрать один из трех режимов работы автофокуса и один из четырех режимов выбора зоны автофокуса.

С режимами автофокуса обычно все понятно - ставим одиночный автофокус (AF-S) при съемке статического объекта, cледящий автофокус (AF-F) при съемке движущегося объекта, режим ручной фокусировки (MF) для отключения автофокуса и последующей фокусировки руками.

А вот с режимами выбора зоны автофокуса ошибаются очень часто.
Приоритет лица. Камера найдет в кадре лицо человека и сфокусируется по нему. Если у вас есть время на выбор точки фокусировки - избегайте этого режима
Широкая область автофокуса. Используйте этот режим при съемке неподвижных объектов
Нормальная (узкая) область автофокуса. Используйте этот режим в случае, когда надо точно указать место фокусировки в кадре, например, при съемке макро.
Ведение объекта автофокусом используется для проводки движущихся объектов.

При работе с сенсором фазовой фокусировки (работа с видоискателем камеры) надо выбрать один из четырех режимов работы автофокуса и один из четырех режимов выбора зоны фокусировки.

Режимы работы автофокуса:
Одиночный автофокус (AF-S) для съемки неподвижных объектов. Затвор срабатывает только если камере удалось сфокусироваться
Непрерывный следящий автофокус (AF-C) для съемки движущихся объектов. Автофокус работает все время при полунажатой кнопке спуска. Затвор срабатывает только если камере удалось сфокусироваться
Автоматический выбор вида автофокуса (AF-A). Камера выбирает автоматически между описанными выше двумя режимами. Если заранее известно, что буду снимать движущийся объект, я обычно избегаю режима AF-A
Ручная фокусировка (MF). Фокусировка с помощью фокусировочного кольца камеры.

Режимы выбора зоны автофокуса:
Фокусировка по выбранной (с помощью мультиселектора) точке. Применяется для съемки статических сюжетов
Динамический выбор зоны автофокуса. Используется для съемки движущихся объектов. В режиме AF-S работает как и фокусировка по выбранной точке. В режимах AF-C и AF-A будет отслеживать объект даже если он на короткое время покинет точку фокусировки.
Автоматический выбор зоны и точки фокусировки. Используйте этот режим в случае, когда объект движется так быстро, что вы не успеваете поймать его в точку фокусировки (быстро движущийся ребенок, игроки на поле, беспорядочно летающая птица). У этого режима два недостатка - он работает не так быстро, как хотелось бы, иногда выбирает не ту точку фокусировки, которая нужна фотографу:).
3D-слежение (tracking) работает в режиме AF-C и AF-A. Она слишком медленно работает при проводке быстро движущихся мишеней, так как для этого не предназначена. С помощью этой функции очень удобно осуществлять перекадрирование после фокусировки камеры - точка фокусировки в видоискателе передвинется вслед за снимаемым объектом, что обеспечит более точное определение экспозиции при матричном экспозамере для проработки этого объекта.

Скачать книгу с подробностями работы с камерой "Nikon D5100 - я ваше вдохновение".

Основные характеристики:

  • Байонет объектива - Nikon F (с контактами АФ)
  • Эффективный угол зрения - Коэффициент увеличения фокусного расстояния объектива приблизительно 1,5 (формат Nikon DX)
  • Эффективное число пикселей - 16,2 млн
  • Матрица КМОП-матрица размером 23,6 x 15,6 мм
  • Общее число пикселей - 16,9 млн
  • Система удаления пыли - функция очистки матрицы, данные для функции удаления пыли (требуется дополнительное программное обеспечение Capture NX 2)
  • Размер изображения (пиксели) - 4928 × 3264 (большой); 3696 × 2448 (средний); 2464 × 1632 (маленький)
  • Формат файлов NEF (RAW): 14 разрядов, сжатый формат JPEG: совместимый с базовым форматом JPEG с высоким (около 1: 4), обычным (около 1: 8) или низким (около 1: 16) сжатием, NEF (RAW)+JPEG: одна фотография, записанная в обоих форматах: NEF (RAW) и JPEG
  • Система Picture Control «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж»; возможность изменения выбранного режима Picture Control и сохранения пользовательских Picture Control
  • Носители - Карты памяти SD (Secure Digital), SDHC и SDXC
  • Файловая система - Форматы DCF 2.0 (Design Rule for Camera File System), DPOF (Digital Print Order Format), Exif 2.3 (совместимый формат графических файлов для цифровых фотокамер), PictBridge
  • Видоискатель - зеркальный прямой видоискатель с пентазеркалом
  • Покрытие кадра - приблизительно 95 % по горизонтали и 95 % по вертикали
  • Увеличение - Приблизительно 0,78-кратное (для 50-мм объектива с f/1,4, сфокусированного на бесконечность; с коррекцией -1,0 м-1)
  • Вынос точки визирования - 17,9 мм (-1,0 м-1)
  • Регулятор диоптрийной настройки -1.7...+0.7
  • Фокусировочный экран - матовый типа B BriteView VII с фокусной рамкой
  • Зеркало - быстро возвращающееся

  • Диафрагма объектива - мгновенно возвращающегося типа с электронным управлением
  • Совместимые объективы - автофокусировка доступна при использовании объективов AF-S и AF-I. Автофокусировка недоступна при использовании объективов G и D других типов, объективов AF (объективы IX NIKKOR и для F3AF не поддерживаются) и объективов AI-P. Объектив без микропроцессора можно использовать в режиме M, однако при этом не будет работать экспонометр фотокамеры.
  • Затвор с электронным управлением и вертикальным ходом шторок
  • Выдержка 1/4000-30 с с шагами ЭЧ 1/3 или 1/2; выдержка от руки; длительная выдержка (требуется дополнительный пульт дистанционного управления ML-L3
  • Выдержка синхронизации вспышки X=1/200 с; синхронизация с затвором при выдержке не менее 1/200 с
    Режим съемки - покадровая, непрерывная, автоспуск, спуск с задержкой, быстрый спуск, тихий затвор
  • Скорость съемки - до 4 кадров в секунду (ручная фокусировка, режим M или S, выдержка не более 1/250 с, для всех других настроек установлены значения по умолчанию)
  • Автоспуск - 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций
  • Замер экспозиции - TTL с помощью 420-пиксельного датчика RGB
  • Метод замера экспозиции - матричный: 3D цветовой матричный замер II (с объективами типа G и D); цветовой матричный замер II (с другими объективами со встроенными микропроцессорами). Центровзвешенный: 75 % измерений приходится на круг диаметром 8 мм в центре кадра. Точечный: замер в круге диаметром 3,5 мм (около 2,5% кадра), центрированном по выбранной точке фокусировки
  • Расстояние (100 единиц ISO, объектив f/1,4, 20 °C/68 °F) Матричный или центровзвешенный замер экспозиции: от 0 до 20 EV Точечный замер: от 2 до 20 EV
  • Режим - Автоматические режимы (авто; авто, вспышка выключена); программный автоматический режим с гибкой программой (P); автоматический режим с приоритетом выдержки (S), автоматический режим с приоритетом диафрагмы (A); ручной режим (M); сюжетные режимы (портрет; пейзаж; ребенок; спорт; макро; ночной портрет; ночной пейзаж; вечеринка/в помещении; пляж/снег; закат; сумерки/рассвет; портрет питомца; свет от свечи; цветение; краски осени; еда); режимы специальных эффектов (ночной режим; цветной эскиз; эффект миниатюры; акцентирование цветом; силуэт; высокий ключ; низкий ключ)
  • Коррекция экспозиции - от -5 до +5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
  • Брекетинг экспозиции: 3 кадра с шагом 1/3 или 1/2 EV. Брекетинг баланса белого: 3 кадра с шагом 1; Брекетинг «Активный D-Lighting»: 2 кадра
  • Блокировка экспозиции - освещенность блокируется при установленном значении с помощью кнопки «AE-L/AF-L» (АЭ-Б/АФ-Б)
    Чувствительность ISO (рекомендуемый индекс экспозиции) 100-6400 единиц ISO с шагами 1/3 ЭЧ. Может быть установлено примерно на 0,3, 0,7, 1 или 2 EV (эквивалентно 25600 единицам ISO) при чувствительности выше 6400 единиц ISO, доступно автоматическое управление чувствительностью ISO
  • Активный D-Lighting - Автоматический, экстра высокий, высокий нормальный, низкий, выключенный
  • Автофокусировка - Сенсорный модуль автофокусировки Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11 точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) и вспомогательной подсветкой АФ (расстояние приблизительно 0,5-3 м)
  • Диапазон срабатывания - От -1 до +19 EV (100 единиц ISO при 20 °C)
  • Встроенный мотор объектива - Автофокусировка (АФ): покадровая следящая АФ (AF-S); непрерывная следящая АФ (AF-C); автоматический выбор режима AF-S/AF-C (AF-A); прогнозирующая следящая фокусировка, включаемая автоматически в зависимости от состояния объекта.
  • Ручная фокусировка (MF): возможно использование электронного дальномера
  • Точка фокусировки - 11 точек фокусировки
  • Режим зоны АФ - одноточечная АФ, динамическая АФ, автоматический выбор зоны АФ, АФ с 3D слежением (11 точек)
  • Блокировка фокусировки - нажатием спусковой кнопки затвора наполовину (покадровая следящая АФ) или нажатием кнопки «AE-L/AF-L» (АЭ-Б/АФ-Б)

  • Встроенная вспышка - авто, портрет, ребенок, макро, ночной портрет, вечеринка/в помещении, портрет питомца, цветной эскиз: автоматически раскрывающаяся вспышка в режимах P, S, A, M, еда: поднимается вручную кнопкой
  • Ведущее число - приблизительно 12, 13 при ручном режиме вспышки (м, 100 единиц ISO, 20 °C)
  • Управление вспышкой TTL: сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL и стандартная вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер, в которых используется 420-пиксельный датчик RGB, доступны со встроенной вспышкой и вспышками SB-900, SB-800, SB-700, SB-600 или SB-400 (сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL доступна при матричном или центровзвешенном замере экспозиции). Автоматическая диафрагма: для вспышки SB-900 и SB-800 и объектива со встроенным микропроцессором. Автоматический режим без TTL: поддерживаются вспышки SB-900, SB-800, SB-80DX, SB-28DX, SB-28, SB-27 и SB-22S. Режим ручной вспышки с приоритетом расстояния: доступен для вспышек SB-900, SB-800 и SB-700
  • Режим вспышки - авто, автоматический режим с подавлением эффекта «красных глаз», автоматическая медленная синхронизация, заполняющая вспышка, подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», медленная синхронизация по задней шторке, синхронизация по задней шторке, выключена
  • Коррекция вспышки От -3 до +1 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
    Индикатор готовности вспышки - светится при наличии полного заряда встроенной вспышки или дополнительной вспышки, например SB-900, SB-800, SB-700, SB-600 или SB-400; мигает в течение 3 с после срабатывания вспышки на полную мощность
  • «Горячий» башмак с разъемом ISO 518 с синхроконтактом и контактом для передачи данных и предохраняющим фиксатором
  • Система креативного освещения Nikon (CLS) - улучшенное беспроводное управление поддерживается при использовании в качестве ведущей вспышки SB-900, SB-800 или SB-700 либо SU-800 в качестве блока управления; передача информации о цветовой температуре вспышки поддерживается для встроенной вспышки и всех CLS-совместимых вспышек
  • Синхроконтакт - Переходник синхроконтакта AS-15 (приобретается дополнительно)
  • Баланс белого - Авто, лампа накаливания, лампа дневного света (7 типов), прямой солнечный свет, вспышка, облачно, тень и ручная предустановка; для всех режимов, кроме ручной предустановки, возможна тонкая настройка.
  • Режим зоны - АФ с приоритетом лица, АФ с расширенной зоной, АФ с обычной зоной, АФ с ведением объекта
  • Автофокусировка АФ с функцией определения контраста в любой точке кадра (фотокамера выбирает точку фокусировки автоматически при выбранном режиме АФ с приоритетом лица или АФ с ведением объекта)
  • Автоматический выбор сюжета Доступен в режиме «Авто» и при выключенной вспышке
  • Замер экспозиции - TTL с помощью главной матрицы
  • Размер кадра (пиксели) и частота кадров при видеосъемке - 1920 x 1080, 30 p/25 p/24 p, высокая/нормальная 1280 x 720, 30 p/25 p/24 p, высокая/нормальная 640 x 424, 30 p/25 p, высокая/нормальная; частота кадров при видеосъемке 30p (действительная частота кадров - 29,97 кадров в секунду) доступна при выборе режима видеовыхода NTSC. Частота кадров 25 кадров в секунду доступна при выборе режима видеовыхода PAL. Действительная частота кадров при выборе значения 24p составляет 23,976 кадров в секунду.
  • Сжатие видео - H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding

  • Формат записи звука - Линейный PCM
  • Устройство записи звука - Встроенный монофонический или внешний стереомикрофон; возможность регулировки чувствительности
  • Монитор ЖК-монитор TFT с переменным углом наклона из низкотемпературного поликристаллического кремния, с диагональю 7,5 см (3 дюйма), разрешением около 921 тыс. точек, углом обзора 170°, почти стопроцентным покрытием кадра и регулировкой яркости
    Просмотр Полнокадровый просмотр и просмотр уменьшенных изображений (4, 9 или 72 снимка или в календарном формате) с увеличением при просмотре, просмотр видеороликов, показ слайдов, отображение гистограммы, выделения, автоматический поворот изображения и создание комментариев к снимкам (длиной до 36 символов)
  • Высокоскоростной USB
  • Видеовыход NTSC, PAL
  • Выход HDMI Разъем HDMI mini типа С
  • Разъём для дополнительных принадлежностей Кабель дистанционного управления: MC-DC2 (приобретается дополнительно); устройство GPS: GP-1 (приобретается дополнительно)
  • Аудиовход - Стереофонический мини-разъем (диаметром 3,5 мм)
  • Поддерживаемые языки - Английский, арабский, датский, индонезийский, итальянский, испанский, китайский (упрощенное и традиционное письмо), корейский, немецкий, голландский, норвежский, польский, португальский, русский, тайский, турецкий, финский, французский, чешский, шведский, японский
  • Батарея - Одна литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL14
  • Сетевой блок питания - EH-5b; необходим разъем питания EP-5A (приобретается дополнительно)
  • Штативное гнездо - Диаметр 1/4 дюйма (ISO 1222)
  • Размеры (ширина, высота, глубина): Приблизительно 128 x 97 x 79 мм
  • Вес Прибл. 510 г (только корпус фотокамеры); прибл. 560 г с батареей и картой памяти, но без защитной крышки
  • Температура 0-40 °C
  • Влажность Менее 85% (без конденсата)
  • Принадлежности в комплекте поставки - Литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL14 (с защитной крышкой), зарядное устройство MH-24, ремень AN-DC3, аудио-/видеокабель EG-CP14, USB-кабель UC-E6, крышка окуляра DK-5, крышка башмака для принадлежностей BS-1, резиновый наглазник DK-20, защитная крышка BF-1B, компакт-диск с программным обеспечением ViewNX 2, руководство пользователя

Привет друзья! С вами Андрей Шереметьев, и в этой статье речь пойдет о выдержке фотоаппарата. Вы узнаете как её настроить, как пользоваться, и как значительно уменьшить количество бракованных кадров.

  • Что такое выдержка
  • В чем измеряется и как обозначается выдержка?
  • Короткая и длинная выдержки, почему фотографии бывают «смазанные»
  • «Шевеленка» Зависимость выдержки от фокусного расстояния объектива
  • Как настроить выдержку

Итак, возьмите в руки камеру, и параллельно в изучением статьи, практикуйте. Начнем.

Выдержка это один из основных параметров, влияющих на то, какой получится фотография. Совместно с « » и она определяет будет ли фотография светлой или темной, будет ли объект на снимке резким или размазанным. Но обо всём по порядку.

Что такое выдержка?

Выдержка – это время, на которое открывается затвор камеры, чтобы пропустить пучок света, проходящий через объектив на светочувствительный элемент – матрицу. В зеркальных и некоторых беззеркальных камерах установлен механический затвор, представляющий собой раздвижные шторки, раскрывающиеся на заданное время выдержки. В более простых цифрокомпактах, этого механизма нет. Выдержка в цифрокомпактах или мыльницах – это время включения матрицы фотоаппарата, для того, чтобы зафиксировать изображение с объектива.

Затвор и диафрагма зеркального фотоаппарата.
Устройство зеркального фотоаппарата

В чем измеряется и как обозначается выдержка?

Поскольку выдержка – это время, то она измеряется в секундах, и долях секунды, например, если выдержка меньше секунды, то она обозначается так: 1/60, 1/100, 1/250, 1/1000. Это не что иное, как математическая дробь, и очень важно запомнить – чем больше знаменатель, тем короче выдержка , а значит, затвор пропустит меньше света. К примеру, выдержка 1/250 секунды короче, чем 1/60 секунды. Выдержки длиннее одной секунды обозначаются так: 2”, 5”, 10” (2 сек, 5 сек, 10 сек, соответственно). На зеркальных фотоаппаратах мы можем встретить как дробное изображение выдержки (1/х), так и обозначение только знаменателя (х), это одно и то же значение.


Дробное обозначение выдержки (выдержка 1/30 секунды)
Только знаменатель (выдержка 1/4000 секунды)

Чтобы понять какая у нас выставлена выдержка, очень важно обращать внимание на 2 черточки рядом с цифрой («), повторюсь, если они есть, значит, выдержка больше одной секунды, если нету, значит меньше и перед нами выдержка формата 1/ваше число.

Еще один пример: если вы изменили выдержку с 1/100 до 1/125 – вы уменьшили выдержку, если изменили с 1/250 на 1/200 – увеличили выдержку.

О том на каких выдержках что снимать пойдет речь далее.

Слишком тёмные и слишком светлые фотографии, в чем причины?

Теперь поговорим о том, почему же фотографии получаются слишком тёмные или слишком светлые. Это тема отдельной статьи, т.к. у большинства новичков на первых стадиях освоения фотоаппарата встречаются проблемы с недосветом или пересветом (недосвеченные или пересвеченные фотографии). Вкратце, на освещенность в фотографии влияют 3 параметра – выдержка, диафрагма, и чувствительность матрицы (ISO, ИСО). Сейчас мы поговорим о выдержке, т.е как при ее изменении меняется освещенность, если остальные 2 параметра (диафрагма и ISO) не измены.

Тут всё просто: Если фотография слишком тёмная – значит, на матрицу попадает недостаточно света, и значит, у нас установлена слишком короткая выдержка.

Если фотография слишком светлая, значит наоборот, установлена слишком длинная выдержка, и нужно ее уменьшить.

Как такое получается? Такие фотографии могут получаться, когда вы снимаете в автоматических или программных режимах съемки, когда автоматика камеры подбирает за вас все настройки, и ошибается, всё же автоматика не человек. Так же такое может быть, когда датчик замера экспозиции (освещенности) не правильно определил общую освещенность кадра, это происходит, если например, в кадре есть яркий источник света.

Короткая и длинная выдержки, почему фотографии бывают «смазанные»?

Кроме освещенности, выдержка так же влияет на само изображение, и объекты на нем. Эти свойства часто используют как художественный элемент. Очень показательный пример, когда быстродвижущиеся объекты получаются смазанными. С помощью выдержки можно так же «заморозить» быстродвижущиеся объекты, например, каплю воды в воздухе, птицу в полёте.

Вот примеры:


«Замороженное» движение крыльев, снятое на короткой выдержке.

Кстати, когда писал эту статью, пришла новость, что победил в фотоконкурсе SAILING PHOTO AWARDS 2014, в номинации «Пейзаж сезона»! Фотография снята как раз на длинной выдержке (около 2 сек.), за счет чего подвижный фон смазался (т.к. яхта шла с определенной скоростью), а неподвижные объекты (сама яхта) остались резкими.


SAILING PHOTO AWARDS 2014 — «Пейзаж сезона»

Итак, запоминаем:

Короткие выдержки нужны для «заморозки» быстро движущихся объектов (гоночные машины, птицы, капли, дети и т.д.)

Длинные выдержки нужны чтобы размыть движущиеся объекты, например воду в реке, проезжающие машины.

Если у вас получаются смазанные кадры, значит нужно уменьшать выдержку. Её значение нужно подбирать исходя из конкретной ситуации и освещения,

«Шевеленка» и зависимость выдержки от фокусного расстояния объектива

Из-за того, что мы с вами не роботы, часто возникает так называемая «шевеленка» — незначительный смаз фотографии из-за дрожания руки, поверхности на которой вы стоите, или ветра. Чтобы этого избежать нужно правильным образом подбирать выдержку.

Есть такая рекомендация, что для фотоаппарата с полнокадровой матрицей, минимально допустимая выдержка для съемки с рук должна быть не менее фокусного расстояния на котором вы снимаете. К примеру, если у вас объектив 70-300мм, то при съемке с максимальным зумом (т.е. на 300мм) минимальная выдержка должна быть не менее 1/300с, при съемке на 70 мм – 1/70с.

На кроп-мантрицах (это все любительские камеры Кенон и Никон) формула такая:

ваше фокусное расстояние (ФР), умноженное на кроп фактор (1.5 для Никон, 1.6 для Кенон)

Для Кенон: ФР х 1.6

Но тут важно сказать, что всё очень индивидуально, у кого-то могут руки ходуном ходить в преддверии фото шедевра, кто-то наоборот, как скала, поэтому, вышеописанное носит рекомендательный характер, просто важно, чтобы вы знали, что такое шевеленка, откуда она берется, и что с ней делать. Возьмите свою камеру, поснимайте при разных настройках разные сюжеты, проанализируйте результат, и вы все поймете.

Как настроить выдержку?

Наконец-то мы подошли к главному, к практике. Настроить выдержку можно только в полуавтоматическом режиме приоритета выдержки (обозначается как «S» на Nikon и «Tv» на Canon) и в ручном режиме «M». На остальных режимах она подбирается автоматически. Что же это за режимы такие? Режим съемки «М» это режим с полностью ручными настройками, т.е. выдержку, диафрагму и ISO вы выставляете сами. Режим приоритета выдержки «S» или «Tv» — это режим, где вы выставляете только выдержку и ISO, диафрагму автоматика камеры подбирает сама, исходя из характеристик вашего объектива. Про режимы съемки подробнее я расскажу в отдельной статье.

Сейчас же предлагаю закрепить изученный материал, и проделать следующее упражнение:

  1. Установите на камере режим съемки «М» (для этого поверните колесо смены режимов пока белая риска не совместится с нужным нам режимом)
  2. Сделайте пробный кадр
  3. Колесом меняйте значение выдержки (ISO и диафрагма при этом остаются неизменными) и делайте кадр, меняете и делаете кадр, и смотрите на результат, экспериментируйте.

Если фотоаппарата нет под рукой, или лень его доставать, поможет !

Суть этого упражнения – понять, как работает выдержка, узнать, что такое шевеленка и смаз. В последствии, когда у вас будут получаться подобные кадры, вы уже будете знать, в чем дело.

Итак, мы разобрались с одним из 3-х важнейших параметров в фотографии. Для того, чтобы получать хорошие фотографии нужно чётко знать на что влияют все 3, и уметь ими пользоваться, для этого обязательно читайте следующие статьи. С вами был Андрей Шереметьев, удачных кадров!

За предоставленную возможность обзора камеры Nikon D5100 body огромная благодарность Сергею Свириде.

Хочется написать все и сразу про Nikon D5100 - это просто потрясающий мультимедийный комбайн , который умудряется выжимать просто запредельное качество изображения. В данном обзоре информация только про саму камеру Nikon D5100 body . Очень часто Nikon D5100 продают вместе с универсальными объективами, и такой набор называется . Обычно в наборе Nikon D5100 идут такие объективы как:

  • (или одной из 3-х его модификаций)
  • , можно встретить очень редко
  • , как дополнительный в комплекте
  • Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor, как дополнительный в комплекте

Лучший вариант — это объектив 18-200мм, его хватит на все случаи жизни — от широкого угла для пейзажа или маленькой квартиры, до фотографирования птичек и зайчиков. Если нужно все же с чего-то начать, то 18-55м вполне подойдет, и не верьте, что такой уж и ужасный, просто , а не на какую технику. Для портретной съемки советую посмотреть в сторону объектива , а в качестве неплохого резкого светосильного объектива на каждый день может выступить .

Nikon D5100 - это любительская зеркальная камера от Nikon, сильно обновленный вариант . Камера умеет снимать видео Full HD и фотографировать со скоростью 4 кадра в секунду .

Важные моменты:

Матрица Nikon D5100 построена на основе матрицы . Матрица может выдавать картинку с большим динамическим диапазоном, отличной цветопередачей и низкими шумами на высоких ISO . Все то же самое делает и Nikon D5100. Когда я сделал первые тестовые снимки на Nikon D5100 и ISO 6400, я был просто поражен качеством изображения. Получилась действительно очень сочная и живая картинка, и это при 16,2 мегапикселях, потому в этом обзоре в качестве примеров выступают много ночных фотографий. ISO камеры может быть установлено от значения 100 до 25,600 , значения ISO 12.800 и ISO 25.600 обозначаются как Hi1 и Hi2 , я не рекомендую снимать при таких высоких значениях ISO.

На Nikon D5100 установлена CMOS 16.2-мегапискельная матрица . Да, у Nikon D5100 целых 16,2МП, это столько же как и у и у полнокадровой Nikon D4 . Больше мегапикселей можно найти только у очень дорогой Nikon D3x , D800E , (на момент написания статьи). Само число мегапикселей не является серьезным показателем качества фотографии, но все же, чем больше, тем лучше. Если Вы гоняетесь за мегапикселями, советую обратить внимание на мою заметку . Я без проблем снимаю на 6.2 мегапиксельную , советую зайти на страничку обзора и убедиться, что даже на 6.2МП можно получить отличный результат изображения.

Nikon D5100 использует матрицу, которую производит компания Sony, такая же матрица имеется в камерах:

  • Pentax K-5
  • Pentax K-01
  • Sony a580
  • Sony A55
  • Sony NEX-5N

Фото на Никон Д5100 — насыщенные цвета камеры

Собственно, матрица - это сердце фотоаппарата, и чем она лучше, тем и лучше будут Ваши фотографии. У Nikon D5100 по размеру матрица такая же как и у более продвинутых , . У Nikon D5100 имеется APS-C сенсор , а это означает, что матрица в 2.25 раза меньше по площади, нежели матрица полнокадровых зеркальных камер, таких как или . Это за собой влечет эффект . При использовании объективов от полнокадровых камер, угол обзора будет уже, чем на пленке или полном кадре. Более детально в статье .

Другие важные моменты, которые действительно влияют на работу и функционал камеры

  1. Большой поворотный дисплей . Дисплей имеет 921.000 точек. Nikon D5100 использует по количеству точек такой же дисплей как и камеры , D3x , и
  2. Очень быстрый процессор EXPEED-2, с которым камера показывает отличную скорость работы.
  3. Nikon D5100 использует 11 точек фокусировки , за которые отвечает модуль фокусировки Nikon Multi-CAM 1000 . Этот же модуль стоит на таких камерах как , и . Фокусировка точная. Быстрота фокусировки сильно зависит от объектива и условий съемки.
  4. Замер осуществляется с помощью 420-пиксельного сенсора, такого же как и у , и . Экспозицию камера замеряет отлично, единственное, из-за включенного Active камера иногда пере экспонирует кадр.
  5. Скорость съемки составляет 4 кадра в секунду . Это всего чуть меньше, чем 4.5 к/с у более продвинутой . 4 к/с вполне достаточно для любого типа съемки. Даже полнокадровая профессиональная может снимать максимум 4к\с. Лично мне всегда достаточно даже 2.5 кадра в секунду на моей старушке . Большая скорострельность нужна только для некоторых ситуаций. Большая скорострельность требует большого буфера кадров и быстрой карточки памяти. Для примера, когда я делал обзор камеры Nikon D5100, в камере использовалась медленная 8GB SD флешка . Так как для обзора я снимал в RAW, то камера очень сильно тормозила уже после 2-х секунд съемки в быстром режиме. В силу того, что RAW файлы с камеры весят порядка 15мб , приходилось очень долго ждать, пока файлы будут записаны на карточку памяти. Действительно, всю прелесть быстрой непрерывной съемки в 4 к/с можно оценить снимая только в JPEG.
  6. при съемке в формате RAW составляет 11 кадров . Это столько же как и у при съемке в RAW. От емкости буфера сильно зависит то, на сколько будет тормозить камера при серийной съемке. У более ранней модели , составляет 13 штук в RAW.
  7. Внимание: Nikon D5100 первая любительская камера от Nikon, которая использует RAW с 1 . Это очень хорошая новость для любителей обработки фотографий в RAW формате. К сожалению, как и все любительские камеры от Nikon, D5100 не имеет выбора уровней сжатия RAW и выбора глубины цвета.

    Пример фото на Nikon D5100. Заснеженное стекло.

  8. Съемка Full HD видео 1980*1080 , при максимальном качестве можно снимать ролики длиной до 20 минут. Поверьте, 20 минут вполне достаточно для видео. Можно выбрать разные режимы съемки в разном качестве. Еще одна немаловажная деталь, чтобы снимать видео на нужной диафрагме, сначала нужно ее установить, а потому уже включить Live View и начать запись. При включенном Live View изменение диафрагмы недоступно.
  9. Удобное меню и общая эргономика камеры . Сначала, может показаться, что управлять камерой с помощью одной руки сложно, но потом к управлению можно быстро привыкнуть.

  10. Куча полезных дополнений - автоматическая коррекция дисторсии, аберраций, Active D-lighting , бреккенинг, Live View, интервальная съемка, и т. д. Важно! Автоматическая коррекция дисторсии, и хроматических аберраций устраняется только тогда, когда снимаете в JPEG.
  11. В камере есть одна отличная функция — HDR . HDR делает два кадра с разной экспозицией и сохраняет их в одном файле. Очень удобно и интересно. Функция HDR недоступна, если снимаете в RAW. Функцию HDR удобно программировать на кнопку FN.

  12. Немножко о недостатках - это любительская камера, потому в камере нет многих функций от более продвинутых или профессиональных камер . Лично для меня очень важна , точная настройка фокусировки, и наличие — в Nikon D5100 их нет. Очень сильным недостатком считаю «торможение картинки» при визировании через Live View и приближении участка изображения 1 к 1 (или подобном) — при этом картинка довольно сильно тормозит. Такого эффекта нет на . Такое приближения помогает очень точно навести на резкость по нужной .

Все примеры фотографий на Nikon D5100 из этого обзора были сняты в RAW — > JPEG, без обработки, только уменьшен размер до 720*477 пикселов с впечатанным для того, чтобы можно было судить о параметрах съемки. Обратите внимание, что на высоких ISO фото получаются более-менее приемлемые.

Nikon D5100 дает очень хорошую картинку одним нажатием на кнопку спуска. Камера для фото любителей, которым просто нужен хороший результат на фотографии без лишних заморочек. Full HD и поворотный дисплей делает камеру еще более привлекательной. Учитывая, что у камеры матрица от очень качественного , то Nikon D5100 могут пользоваться и продвинутые любители.

Предшественница тестируемой камеры, Nikon D5000, оказалась весьма удачной и популярной, хотя определённые недостатки у неё всё же были. D5100 заключена в совершенно другой корпус, поэтому с первого взгляда кажется, что это полностью новый продукт, а не просто обновление уже имеющегося. Однако новшеств не так много — возможность съёмки Full HD-видео, другой экран, режим расширения динамического диапазона путём склейки двух кадров с разной экспозицией, а также обновленный дисплей и принципиально иной поворотный механизм экрана. Окажется ли новинка лучше или, может быть, хуже предшественницы — мы и попробуем выяснить.

Вид общий

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Nikon D5100
Тип Цифровая однообъективная зеркальная камера
Байонет объектива NikonF (с контактами АФ)
Эффективный угол зрения Коэффициент увеличения фокусного расстояния объектива приблизительно 1,5 (формат Nikon DX)
Матрица КМОП-матрица размером 23,6x15,6 мм
Общее число пикселей (Мп) 16,9
Число эффективных пикселей (Мп) 16,2
Размеры изображения 4928x3264 (большой);
3696x2448 (средний);
2464x1632 (маленький)
Форматы файлов NEF (RAW): 14 разрядов, сжатый формат JPEG: совместимый с базовым форматом JPEG с высоким (около 1:4), обычным (около 1:8) или низким (около 1: 16) сжатием,
NEF (RAW)+JPEG: одна фотография, записанная в обоих форматах: NEF (RAW) и JPEGJ
PEG (Exif. Ver. 2.3), поддержка DCF2.0, DPOF
Носители Карты памяти SD (Secure Digital), SDHC и SDXC
Видоискатель Прямой видоискатель с пентазеркалом
Покрытие кадра приблизительно 95%
Увеличение 0,78х (объектив 50 мм ƒ/1,4, фокусированный на бесконечность)
Зеркало Быстровозвратный тип
Диафрагма объектива Мгногвенно-возвратного типа, электронно-управляемая
Затвор С электронным управлением и вертикальным ходом ламелей
Выдержка, с 1/4000-30 с с шагами ЭЧ 1/3 или 1/2;
Выдержка от руки;
Длительная выдержка
Серийная съёмка До 4 кадров в секунду (ручная фокусировка, режим M или S, выдержка не более 1/250 с, для всех других настроек установлены значения по умолчанию)
Метод экспозамера Матричный, центрально-взвешенный, точечный
Компенсация экспозиции От -5EV до +5EV с шагом 1/3EV или 1/2EV
Брекетинг экспозиции 3 снимка с шагом 1/3EV или 1/2EV
Брекетинг баланса белого 3 с шагом 1
Брекетинг активного D-Lighting 2 снимка
Чувствительность 100-6400 единиц ISO с шагами 1/3 ЭЧ.
Может быть установлено примерно на 0,3, 0,7, 1 или 2 EV (эквивалентно 25600 единицам ISO) при чувствительности выше 6400 единиц ISO, доступно автоматическое управление чувствительностью ISO
Фокусировка Сенсорный модуль автофокусировки Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11 точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) и вспомогательной подсветкой АФ (расстояние приблизительно 0,5-3 м)
Диапазон срабатывания автофокуса -1…19EV (ISO 100, при 20°С
Режимы фокусировки Покадровый следящий (AF-S), непрерывный следящий (AF-C), автоматический следящий режим (AF-А), прогнозирующая следящая фокусировка, включаемая автоматически при фокусировке по объекту, ручная фокусировка
Точек фокусировки 11
Режимы выбора зоны фокусировки Одноточечная АФ, динамическая АФ, автоматический выбор зоны АФ, АФ с 3D слежением (11 точек)
Управление вспышкой TTL: сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL и стандартная вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер доступны со встроенной вспышкой и вспышками SB-900, SB-800, SB-700, SB-600 или SB-400 (сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL доступна при матричном или центровзвешенном замере экспозиции).
Автоматическая диафрагма: для вспышки SB-900 и SB-800 и объектива со встроенным микропроцессором
Автоматический режим без TTL: поддерживаются вспышки SB-900, SB-800, SB-80DX, SB-28DX, SB-28, SB-27 и SB-22S
Режим ручной вспышки с приоритетом расстояния: доступен для вспышек SB-900, SB-800 и SB-700
Компенсация вспышки -3 — +1 с шагом 1/3 или 1/2 EV
Баланс белого Авто, лампа накаливания, лампа дневного света (7 типов), прямой солнечный свет, вспышка, облачно, тень и ручная предустановка; для всех режимов, кроме ручной предустановки, возможна тонкая настройка
Режим Live View Режимы АФ: приоритет лица, широкая зона, нормальная зона, ведение объекта
Автофокусировка: автофокусировка с определением контраста в любой области кадра
Режим видеосъёмки Разрешение: 1920х1080,1280х720, 640х424
Формат: MOV
Сжатие: H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding
Дисплей Поворотный с диагональю 7 см, разрешением 921 тыс. точек
Интерфейсы USB, аналоговый аудио/видеовыход,
HDMI, разъем подключения внешнего микрофона, разъем подключения внешнего GPS-модуля
Источник питания Литий-ионный аккумулятор EN-EL14
Габариты, мм 128х97x79
Масса, г 510 (без аккумулятора, карты памяти и крышки корпуса)

⇡ Комплект поставки

В коробке с камерой пользователь обнаружит следующее:

  • Литий-ионный аккумулятор EN-EL14 (с защитной крышкой);
  • Зарядное устройство MH-24;
  • Ремень AN-DC3;
  • Аудио-/видеокабель EG-CP14;
  • USB-кабель UC-E6;
  • Крышку окуляра DK-5;
  • Крышку башмака для принадлежностей BS-1;
  • Резиновый наглазник DK-20;
  • Защитную крышку BF-1B;
  • Компакт-диск с программным обеспечением ViewNX 2;
  • Руководство пользователя.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Большинство зеркалок начального уровня и уж тем более бюджетных зеркалок одного производителя в первом приближении зачастую чрезвычайно похожи — нередко обновлённые камеры внешне практически полностью копируют предшествующую модель. Однако в случае D5100 это не совсем так: камера похожа на D5000, но отличий — огромное множество. Для начала поворотный дисплей, который теперь открывается не вниз, а вбок, что гораздо удобнее. Разумеется, из-за изменения конструкции поворотного механизма изменили своё расположение и клавиши, рядом с селектором режимов съёмки появился рычажок перехода в режим Live View (в D5000 за переход отвечала кнопка), также добавилась видеоклавиша. В общем, изменение положения клавиш столь глобально, что после «пятитысячника» приходится заново привыкать будто бы к совершенно другой камере. Изменился и наглазник видоискателя, который, с субъективной точки зрения, стал гораздо удобнее.

Корпус, как и прежде, изготовлен из толстого качественного пластика с шероховатой поверхностью, которая не боится ни отпечатков, ни мелких царапин. Передняя накладка резиновая, а не пластиковая, как в D5000, поэтому камеру держать в одной руке гораздо удобнее. К качеству сборки замечаний нет — всё идеально подогнано, а при попытках скручивания из корпуса не удалось выдавить ни единого звука.

Вид спереди

Спереди находится очень мощная лампа подсветки автофокуса, которую при необходимости запросто можно использовать в качестве фонарика, выбрасываемая вспышка, встроенный монофонический микрофон, кнопка фиксатора объектива, окошко ИК-приёмника, а также байонет объектива Nikon F с контактной группой, состоящей из семи площадок.

Вид сзади

Видоискатель

Сзади находится поворотный экран с двумя степенями свободы (180 и 270 градусов). Над дисплеем помещены клавиша меню, тыльный ИК-приёмник, видоискатель с регулятором диоптрий, клавиша вызова меню изменения настроек. Правее экрана установлен диск управления, клавиша блокировки автофокуса/экспозиции, кнопка перехода в режим просмотра, привычная круглая четырёхпозиционная клавиша с кнопкой ввода по центру, а у нижнего края расположились клавиши масштабирования снимков и кнопка удаления. У четырехпозиционной клавиши традиционно для Nikon нет дополнительных функций, поэтому для изменения параметров, например чувствительности, настройки баланса белого, смены режима экспозамера или режима работы автофокуса приходится бродить по меню, что не слишком удобно. Конечно, есть одна программируемая клавиша «Fn», но она не особо спасает.

Вид сверху

Сверху установлена пара металлических ушек крепления плечевого ремня, системный динамик, «горячий башмак», массивный круглый селектор выбора режимов съёмки, дополненный рычажком перехода в режим Live View, спусковая клавиша с рычажком питания, а также кнопки видеозаписи, вызова меню введения экспосдвига и отображения текущих настроек.

Вид снизу

Снизу всё стандартно — разъём установки на штатив и отсек для аккумулятора. В отличие от D5000, в тестируемой камере аккумулятор удерживается подпружиненной лапкой, которая не даёт ему выпасть при открытии отсека.

Вид слева

Разъёмы на левой боковой поверхности

Слева находится клавиша выброса вспышки, также отвечающая за выбор режима ее работы, программируемая кнопка, массивная резиновая дверца, скрывающая разъёмы подключения внешнего микрофона, USB-, A/V- и HDMI кабелей и разъём подключения внешнего GPS-модуля.

Вид справа

Справа расположен лишь отсек установки карт памяти, скрытый пластиковой подпружиненной дверцей.

Если вы купили свой первый зеркальный, беззеркальный или любой другой фотоаппарат, который поддерживает так называемые ручные настройки , то, определенно, вам будет полезна наша сегодняшняя статья. Итак, сегодня поговорим о трех основных параметрах съемки – выдержке, диафрагме и ISO.

Что такое диафрагма фотоаппарата?

Фотография – это светопись. Поэтому и диафрагма, и выдержка влияют на количество света, которое попадет на матрицу после нажатия на кнопку спуска затвора.
Диафрагмой называют один из основных параметров съемки. Строго говоря, диафрагма – это параметр, относящийся не к самому фотоаппарату (тушке), а к объективу. Поэтому вернее будет спросить, что такое диафрагма объектива?

Так вот, диафрагма объектива – это механическая настройка, позволяющая регулировать количество света, проходящего через объектив. Грубо говоря, диафрагма – это отверстие, через которое проходит свет. Если копнуть глубже, то можно выяснить, что диафрагма объектива – это несколько лепестков, которые меняют своё положение, тем самым уменьшая или увеличивая отверстие, через которое проходит свет.


Что для начала нужно из этого вам вынести? Во-первых, чем больше отверстие, тем больше света проходит через объектив. Во-вторых, вам также нужно знать, что чем МЕНЬШЕ диафрагменное число , тем шире открыта «дырка», а значит БОЛЬШЕ диафрагма. Таким образом, на современных объективах, максимальное открытие диафрагмы достигается при значениях f/1.2 и f/1.4. Ещё большая светосила, вроде f/1.0 и f/0.95 доступна на дорогостоящих эксклюзивных стеклах, которыми обычно не пользуются даже профессионалы.

Итак, возьмем для примера пару конкретных объективов. Скажем, Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G и Nikon 50mm f/1.4D . Их максимальная диафрагма указана в названии. Для первого объектива она составляет f/3.5 на 18mm и f/5.6 на 105mm, для второго – f/1.4. Этот параметр также называют светосилой . При чем заметьте, указывается только максимальная светосила. Прикрыть диафрагму до значений вроде f/7.1, f/11 можно на любом объективе. Крайнее значение обычно составляет f/22 у зумов (18-105mm) и f/16 у фиксов (50mm). Про зумы и фиксы мы говорили в отдельной статье.

Что такое выдержка в фотоаппарате?

Также как и диафрагма, выдержка влияет на количество света, которое в итоге попадает на матрицу фотоаппарата (или пленку). Если диафрагма регулирует количество света с помощью диаметра отверстия в объективе, то выдержка – это параметр самой тушки.

Выдержка – это время, в течении которого свет экспонирует светочуствительный элемент, которым сегодня является матрица фотоаппарата. Выдержка измеряется в долях секунды. Например, 1/60, 1/800. Выдержка может быть и больше секунды, обычно она обозначается 1’’ (1 секунда), 10’’ (10 секунд) и т.д. В выдержках меньше секунды для удобства может быть опущена единица, и таким образом выдержка может обозначаться как 60, 800 и т.д.

Что такое ISO в фотоаппарате?

В настоящее время ISO – это светочувствительность матрицы фотоаппарата. Это третий параметр, способный влиять на экспозицию снимка. Базовое ISO на современных камерах – 100-200 единиц. Максимальным может быть ISO 6400, 12800 и больше. Чем физически больше и качественнее матрица фотоаппарата, тем больше возможности ISO.

Вообще, грубо говоря, ИСО – это тот параметр, который влияет на шум снимка. Чем выше ISO, тем больше на фотографии так называемых шумов. Соответственно, малошумные матрицы очень ценятся сегодня, ведь они позволяют снимать при плохих условиях освещенности с рук и получать хорошие снимки. Вот фотоаппараты, которые на сегодня лидируют по показателям ISO: Sony A7s, Nikon D800e, Nikon D800, Nikon Df, Nikon D4s, Nikon D4, Nikon D600, Nikon D610. Как вы видите, лучше всего пока что справляются с шумом камеры компании Nikon, в которых в основном стоят матрицы компании Sony. Вот такой вот парадокс. Однако всё-таки лидером является Sony A7s, которая на момент написания данной статьи только-только появилась.

Этот снимок сделан на ISO 900. Ниже приведены увеличенные фрагменты (кропы) данного кадра на разных ISO. Увеличен правая верхняя часть подсвечника

Как работать с выдержкой, диафрагмой и ISO

Мы рассмотрели три параметра, влияющих на экспозицию снимка. Теперь давайте разберемся, как же эти параметры взаимодействуют между собой и на что каждый из них влияет.

Итак, предположим, что мы находимся в условиях, когда ISO 400, диафрагма f/4 и выдержка 1/400 дают нам идеальную экспозицию, которую обозначим за 0. Но тут появился источник дополнительного света (вышло солнце, поставили дополнительный осветитель и т.п.). Экспозиция из 0 смещается в сторону +, предположим, на 1 стоп (кадр становится светлее, появляются «пересветы» ). Что такое один стоп и как мы можем сделать кадр немного темнее, чтобы не было пересвета? Грубо говоря, для ISO и выдержки 1 стоп – это увеличение или уменьшение значения в 2 раза. Для диафрагмы в 1,4 раза. Таким образом, чтобы затемнить кадр у нас есть следующие варианты:

  1. Уменьшить ISO с 400 до 200 единиц.
  2. Уменьшить выдержку с 1/400 до 1/800.
  3. Закрыть диафрагму с f/4 до f/5.6

А теперь давайте посмотрим, на что это повлияет в конечном итоге:

  1. Количество шума на кадре уменьшится.
  2. Изменений практически не будет.
  3. Увеличится зона резкости, уменьшится размытие (боке).

Таким образом, если мы снимаем портрет, то нам лучше всего подойдет первый вариант, потому что шума станет меньше. Если снимаем пейзаж, то опять же, хорошим решением будет выбрать первый вариант, но и третий вариант при определенных условиях может улучшить картинку (она станет резче). Если мы снимаем спорт, то второй вариант будет предпочтительнее, так как чем короче выдержка, тем проще поймать движение.

Как стоит работать с основными параметрами съемки в реальной жизни

То, что мы описывали выше, можно использовать при фотосъемке, работая со всеми параметрами в ручную. То есть, выставляете на камере мануальный режим (M) и следите за каждым параметром. А теперь раскрою вам секрет. Большая часть даже профессиональных фотографов не снимает в мануальном режиме.

В каждом фотоаппарате, поддерживающем ручные настройки, есть режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Об этом мы говорили в статье «Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом ».

Режим приоритета диафрагмы позволяет контролировать только диафрагму, а выдержку оставить на откуп автоматике камеры. Режим приоритета выдержки работает аналогичным образом, только в нём вы отвечаете за выдержку.

Добавьте к этому отлично работающую систему Auto ISO в современных камерах, которая подбирает светочуствительность исходя из конкретной ситуации, и получится, что вы осуществляете контроль только 1 выбранного параметра.

Колесо выбора режимов Nikon: M — ручной, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки

Например, вы выбираете приоритет диафрагмы для съемки портрета в солнечный день. Выставляете диафрагму на 2.8. Автоматика подбирает необходимую выдержку, а ISO в таких условиях выставляется на 100 единиц (то есть, на минимальное значение). Вообще, камера старается всегда выставить минимально возможное значение светочувствительности. Таким образом, вы получаете, например, диафрагму f/2.8 (которую задали вы), выдержку 1/1600 и ISO 100 (эти два значения подобрала автоматика). В случае, если получившийся кадр оказался слишком светлым или наоборот, слишком темным, вы можете влиять на экспозицию напрямую, увеличив или уменьшив её значение. Как влияет одна ступень экспозиции на изменение параметров написано выше. В случае, если выбран режим приоритета диафрагмы, изменение экспозиции на 1 ступень в плюс, заставит автоматику уменьшить выдержку до 1/800, чтобы сделать кадр светлее. В данном случае значение диафрагмы у нас является константой, а изменение экспозиции происходит только за счет двух параметров, ISO и выдержки. Кстати, обратите внимание на то, что шаг экспозиции в современных фотоаппаратах обычно установлен на 1/3 ступени. То есть, обычно это выглядит так: 0, +1/3, +2/3, +1 и т.д. Изменение на 1/3 уменьшит выдержку не до 1/800, а до 1/1250.

Таким образом, режим приоритета диафрагмы позволяет сконцентрироваться только на одном параметре и не отвлекаться на другие. При этом фотограф контролирует именно тот параметр, который ему интересен. С режимом приоритета выдержки всё примерно также, правда, исходя из личного опыта, могу сказать, что он обычно менее востребован.

Выводы

Как вы уже поняли, разобраться со всеми этими настройками не так уж и сложно. В рамках одной статьи я в общем-то постарался объяснить на пальцах, какие параметры и на что влияют. Нужно всего лишь один раз прочитать об этом, а потом немного поиграться с настройками своей камеры и посмотреть, что получается, когда вы меняете тот или иной параметр. Надеюсь, вам помогла эта статья немного лучше понять, как работает ваш фотоаппарат. До скорых встреч и удачных кадров!